Вы когда-нибудь задумывались, какое место занимают учителя в жизни вашего ребенка? До школы детям приходилось находить общий язык только с родителями, может быть, с бабушкой, дедушкой или с няней. А теперь появились еще и учителя, и все они разные, с разными характерами, требованиями и методами преподавания.
Вы когда-нибудь задумывались, какое место занимают учителя в жизни вашего ребенка? До школы детям приходилось находить общий язык только с родителями, может быть, с бабушкой, дедушкой или с няней.
А теперь появились еще и учителя, и все они разные, с разными характерами, требованиями и методами преподавания.
Некоторым детям непросто привыкнуть к учителю. Они могут грубить ему или наотрез отказываться делать то, что он им говорит. Другие же, как в случае с первоклассницей Лизой, начинают просто бояться учительницу.
Лиза пошла школу и в первый же день вернулась домой с мокрыми штанишками и страшно расстроенная. Она подняла руку чтобы попроситься в туалет, но учительница не обратила на нее никакого внимания, а девочка боялась встать и сказать, что ей нужно.
Эта учительница не была каким-то монстром, и другой ребенок, может быть, и не испугался бы, но для Лизы она оказалась очень строгой.
Помогите учителю понять вашего ребенка
Больше трудностей возникает у детей, которые во время урока что-то делают не так, как остальные. Третьеклассник Саша, например, дольше всех выполнял письменные задания, а учитель требовал делать их в строго отведенное время.
Кто не успевал, должен был дописывать на переменах. И уже к концу октября Саша терпеть не мог школу и начал драться с одноклассниками.
В результате учитель вызвал его родителей, чтобы решить, что делать с этим «упрямым» и «ленивым» ребенком. Мама Саши рассказала учителю, что сын пишет медленно просто потому что ему это трудно дается. И так было всегда. Она попросила разрешить Саше заканчивать задания дома или пользоваться классным компьютером.
Затем объяснила, что ему необходимо во время перемены немного побегать на школьном дворе, чтобы он смог «размяться». К тому же, проводя перемены в классе, он чувствовал себя униженным перед одноклассниками. Неудивительно, что, не зная, как справиться с проблемой, мальчик стал вести себя агрессивно.
Идя на контакт с учителем, мы помогаем ему лучше понять нашего ребенка. Если мы доходчиво объясним ситуацию, учитель не будет думать, что наш ребенок лентяй, упрямец или задира.
Проявляйте уважение
Удастся ли вам объяснить учителю, в чем проблема вашего ребенка, зависит от вашего умения найти с педагогом общий язык. Постарайтесь сразу дать понять, что вы не ставите под сомнение его профессионализм, просто хотите немного помочь разобраться в ситуации.
Вместо выяснения отношений всегда лучше начать разговор так: «Вы, должно быть, заметили…», «Может быть, можно было бы как-то…», «Мы подумали, что, возможно, дело в том, что…».
Дом против ШКОЛЫ
К сожалению, иногда родители не сходятся во мнениях с учителями. Это довольно деликатная ситуация. Разговаривая с детьми, мы начинаем обвинять учителя, обзывать его и всячески осуждать его действия. Мы хотим показать ребенку, что мы на его стороне и понимаем, как ему тяжело.
А в результате ребенок, видя, что мы не уважаем учителя, также перестает его уважать.
Так, отцу второклассника Егора не нравились книжки, которые им задавали читать. «Ну и дурак ваш учитель, — не подумав, сказал он. — Нашел, что давать детям! Не мог найти что-нибудь получше?»
Стоит ли удивляться, что Егор начал презирать учителя и в итоге пришел к выводу, что «в школе учат одним глупостям!».
Нельзя забывать, что дети во всем нам подражают. Если мы недовольны школой или учителями, то и они, скорее всего, будут ненавидеть и школу и учителей. Если мы скептически относимся к тому, что задают нашим детям, то и они придут к выводу, что домашние задания — это какая- то никому не нужная ерунда.
Если нам кажется, что учитель неправильно преподает или неразумно обращается с детьми, лучший способ решить проблему — поговорить с ним.
Не сошлись характерами или что-то большее?
— Я ненавижу Тамару Дмитриевну. Она позорит меня перед всем классом.
— Светлана Петровна не понимает шуток. Она набрасывается на меня из-за такой ерунды!
Кто из родителей хоть раз не слышал подобных жалоб? Стоит ли их принимать всерьез? Иногда
— да, иногда — нет. В конце концов, учителя, как и родители, заставляют детей делать то, что им не хочется: сидеть тихо и слушать, переписать сочинение, которое казалось ребенку «великолепным», готовиться к контрольным.
Но если ребенок постоянно говорит о том, что учитель не любит его или считает глупым, то здесь уже надо принимать меры. Ребенок не сможет полноценно учиться, если не ладит с учителем.
И родителям необходимо разобраться, в чем здесь дело. Например, учитель, привыкший кричать на детей, будет пугать ребенка, у которого в доме тихая атмосфера. А ребенок, привыкший к жесткому распорядку, будет чувствовать себя некомфортно, если учитель не дает четких рекомендаций.
Но, может быть, дело просто в том, что учитель и ребенок не сошлись характерами: ребенок с развитым чувством юмора может своими шутками привести в ярость чересчур серьезного учителя.
Некоторые учителя иногда ведут себя абсолютно некорректно, как, например, Ирина Николаевна в случае с Андреем. Она не любила мальчиков и унижала их, считая хулиганами и задирами. Елена, мать Андрея, поняла, до какой степени скверно обстоят дела, когда Андрей как-то за ужином изобразил учительницу.
Противным голосом он сказал: «Ребята, Андрей думает, что смешно пошутил, да? Но мы все знаем, что есть разница между шуткой и тупостью. И мы все знаем разницу, — тут в голосе мальчика послышалась злость, — между учительницей и старой дурой!»
Елена видела, как обижен ее сын. «Я не хочу, чтобы тебе было плохо в школе, — сказала она. — Но, что-бы помочь тебе, мне нужно, чтобы и ты помог мне». Она составила список претензий Андрея к учительнице и записала все случаи конфликтов с ней.
Встреча с учителем
Нелегко одновременно стараться защитить своего ребенка и относиться с уважением к учителю. Не забывайте, что цель вашей встречи — наладить отношения между ребенком и учителем, а не испортить их окончательно. Будьте дипломатичны. Помните, как важно правильно подобрать слова.
— Мне хотелось влететь в класс и наорать на нее, — признается Елена, — но я знала, что лучше от этого не станет. Я решила, что нужно расположить ее к моему сыну.
В результате она рассказала Ирине Николаевне, что важно для ее сына, что он любит, а что нет. «Андрей очень хочет вас порадовать, но не знает как. Я с удовольствием с ним позанимаюсь, если вы расскажете, как это можно сделать».
Такая тактика почти всегда срабатывает. Большинство учителей любят, когда родители готовы сотрудничать. Елене удалось завоевать расположение Ирины Николаевны. Вместо того чтобы ругать мальчика, учительница стала хвалить его способности. Елена, уяснив требования Ирины Николаевны к сыну, поняла, как улучшить взаимоотношения между ними. Вскоре она написала Ирине Николаевне письмо со своими предложениями, помогающими учительнице увидеть сильные стороны Андрея.
Учим детей бороться с трудностями
По мере взросления желание детей заниматься по конкретному предмету начинает зависеть от того, нравится им учитель или нет. Так было в случае с Аней. Она получала тройки по физике, хотя по остальным предметам училась на «отлично».
На вопрос отца: «В чем дело?», ответила: «Наш учитель — злой. И на уроках у него скучно». Отец Ани выслушал ее с пониманием, согласился, что с таким учителем тяжело. При этом сказал, что дочь должна научиться воспринимать информацию от любого учителя, даже от того, который ей не нравится.
Родители могут помочь детям более позитивно общаться с преподавателями. Самый простой способ — научить их правильно ставить вопросы. Говорить не «Что вы от меня хотите?», а «Может, я могу это сделать как-то по-другому?».
И научить выстраивать отношения даже с теми учителями, которые нелегко идут на контакт. Так, отец Ани предложил ей вырезать из газет интересные научные статьи и приносить их на уроки физики. Девочка так и сделала, и ее «злой» учитель стал гораздо лучше к ней относиться.
Елена объяснила своему сыну Андрею, как надо общаться с Ириной Николаевной и что больше всего учительницу раздражало: его громкие выкрики, беспорядок на парте, постоянные шуточки. Мальчик научился быть тише и аккуратнее, а шутки стал приберегать для отца.
Но Елена регулярно звонила учительнице, чтобы узнать, все ли в порядке. Если у вашего ребенка проблемы с учебой или поведением, постарайтесь побыстрее договориться о встрече с учителем, узнать, что стоит за этими проблемами, и выработать совместный план помощи вашему ребенку.
Старайтесь смотреть на учителя как на союзника, а не на противника.
Расскажите учителю, что для вас важнее всего
Обычно мы, родители, гадаем, что нам будет говорить учитель и какие вопросы нужно ему задать. Конечно, больше всего нам хотелось бы узнать, счастлив ли наш ребенок, все ли у него в порядке с учебой, как к нему относится учитель, ценит ли его так же, как и мы. Ко всему прочему подобная встреча является прекрасной возможностью составить мнение об учителе и поделиться с ним некоторой информацией о своем ребенке.
За последнее время в жизни ваших детей произошли какие-нибудь серьезные перемены — у вас в семье кто-то умер, вы завели новую собаку или кошку, у вас родился еще один ребенок? Если да, то скажите об этом учителю. Домашние проблемы часто влияют на поведение ребенка в школе, и если учитель будет о них знать, он сможет лучше ему помочь.
Учителя, как правило, рассказывают нам о том, как ребенок учится, как он себя ведет в школе, но, если вам хочется услышать о чем-нибудь еще, не стесняйтесь — задавайте вопросы, как это сделали мы на встрече с учительницей нашего сына, когда он еще учился в первом классе.
Мы с мужем сидели на маленьких стульчиках напротив учительницы, а она говорила: «Илья лучше многих своих одноклассников разбирается в математике, а еще он уже начал писать полными предложениями».
Она стала показывать нам все его работы. Но в тот период мы были гораздо больше обеспокоены другими вопросами: «У него есть друзья? Он играет и с мальчиками, и с девочками или только с мальчиками? Много ли он времени проводит в одиночестве?
Играет ли он в настольные игры?» Разумеется, сейчас, когда наш сын стал значительно старше, нас больше волнует, как у него дела с учебой. Мы спрашиваем, что они изучают по социологии, как учительница оценивает его работу, хорошие ли Илья делает рефераты, достаточно ли он прилагает усилий, участвует ли в общих обсуждениях.
Мы хотим узнать, в чем, по мнению учительницы, наш мальчик преуспел, а в чем нам следует ему помочь и какого рода помощь ему необходима. Но помимо этого, я всегда внимательно слушаю, как именно учительница говорит о нашем ребенке.
Говорит ли она о нем с энтузиазмом или с раздражением? Нравится он ей или нет?
Как обойтись без скандалов
Матери Насти казалось, что учитель задает слишком много на дом, но она не знала, как сказать ему об этом. В конце концов, вместо того, чтобы жаловаться, она осторожно спросила: «Настя проводит по два часа в день над домашним заданием. Как по-вашему она столько и должна его делать?»
Специалисты считают, что это наиболее эффективный способ спросить учителя о том, что вас интересует, и при этом не задеть его чувства. Оскорбления и обвинения не помогут вам установить контакт с учителем и добиться от него помощи.
После встречи
Все люди хотят, чтобы их труд был оценен по достоинству, и учителя в этом не исключение. Я начала передавать учительнице одного из наших сыновей записки с благодарностью после каждой, встречи с ней и вскоре обнаружила, что наши отношения начинают налаживаться.
Перед тем как писать такую записку, я всегда пытаюсь вспомнить хотя бы один хороший совет, который она мне дала во время встречи, и благодарю ее за то, что она нашла время и силы, чтобы его обдумать. Вы и представить себе не можете, сколько пользы вам и вашему ребенку могут принести простые слова благодарности.
Бывает, что я прихожу домой после встречи с учителем, думая о том, что мой сын с пользой проводит каждый школьный день в очень хорошем месте и с тем, кто его понимает и любит. Если же я возвращаюсь с другим представлением о том, как проходит день моего ребенка, то стараюсь думать, как ему помочь.
Когда у моих детей возникали проблемы с учителями, я не особенно беспокоилась: ведь я всегда могу их поддержать, всегда могу найти общий язык с учителем. И вообще, в конце концов, то, чего не может дать детям учитель, могут дать ему родители!