Главная / Школьник / Звуки музыки, или кто живет в наушниках

Звуки музыки, или кто живет в наушниках

Сначала мы сами купили ему этот вожделенный прибор: CD-плеер или MP3 ведь он так просил его. Не успели оглянуться, как ваш ребенок уже отгородился от вас несущимися из наушников громкими, скрежещущими, назойливыми звуками. Взгляд его изменился, слал отстраненным, на лице появилась странная ухмылка


Ребенок живет в наушниках

Сначала мы сами купили ему этот вожделенный прибор: CD-плеер или MP3 ведь он так просил его. Не успели оглянуться, как ваш ребенок уже отгородился от вас несущимися из наушников громкими, скрежещущими, назойливыми звуками. Взгляд его изменился, слал отстраненным, на лице появилась странная ухмылка.

И вы впали в панику, а зря. Успокойтесь. Единственное, что вы должны сделать, — попытаться понять, что он слушает и почему ему это нравится.

Дети любят музыку — эта физиологическая особенность детского организма известна каждому родителю. Едва научившись стоять на ногах, малыш вступает в период «музыкальности».

Он требует включить ему радио или проигрыватель и, заслышав мелодию, начинает приседать, махать ручками и крутить попой.

Так из общего фонового шума он выделяет особенный, с приятным для него ритмом и звуками инструментов. В этом возрасте музыкальность — это открытие еще одной краски мира, это новые ощущения и восторг от собственных движений в такт.

Ребенок живет в мире звуков, и по мере взросления музыка для него становится эмоциональным «мостиком» в мир взрослых, будь то мамина ласковая колыбельная (любовь, нежность, спокойствие), часто прослушиваемые дома любимые песни и музыкальные произведения (постоянство, устойчивость) или услышанный впервые звук оркестра при посещении театра (радость, удивление).

Но лет с десяти-одиннадцати, когда ребенок начинает входить в подростковый возраст и активно внедряется в жизнь социальную, когда самым важным для него становится понимание его сверстниками, музыка приобретает совсем другой смысл.

Это — код, понятный лишь «своим», объединяющая сила, где взрослые некомпетентны, а значит, не могут контролировать и указывать. Это — тема для разговоров, возможность быть модным и понятным.

живет в наушниках

Слышать и дышать в одном ритме

Первый вопрос, который волнует родителей юного меломана в наушниках, — не оглохнет ли ребенок через пару недель? Кажется невозможным слушать музыку на такой громкости, когда даже рядом находиться трудно.

Врачи считают это действительно серьезной проблемой, так как беззаботное отношение к уровню звуков может приводить к потере слуха.

Предельный уровень шума, воздействие которого без ущерба для здоровья может длиться до восьми часов, — это 85 дБ. Если шум возрастает до 90 дБ, то звуки такого уровня уже опасны и допустимое время — лишь два часа.

Настоящим испытанием для ушей становится нагрузка в 110-120 дБ, переносить которую ухо может всего несколько минут. Но именно таким бывает звуковой уровень на рок-концертах, дискотеках, а также в наушниках плееров.

— Особое беспокойство вызывают подростки, которые слушают музыку в метро, —говорит Сергей, заведующий отделением аудиологии, слухопротезирования и слухоречевой реабилитации НКЦ отоларингологии. — Сам поезд создает грохот в 100 дБ, и, чтобы перекрыть этот шум, пассажиры, слушающие музыку, вынуждены прибавлять громкость.

В итоге на уши идет воздействие, равное тому, которое оказывается на человека, стоящего в 10 м от ревущего реактивного двигателя.

Постоянное прослушивание громкой музыки ведет к переутомлению, слабости, головокружению. Влияние шума сказывается на сердечно-сосудистой системе, на иммунитете. Кроме того, как свидетельствуют врачи-психиатры, многие подростки, пострадавшие от шума дискотек и концертов, попадают и психиатрические клиники.

Вспомним себя

Второй вопрос, который беспокоит родителей, связан с тем, что кумиры из мира «ужасной музыки» занимают в сознании ребенка слишком много места. Он заполняет дом плакатами с изображением исполнителей, раскрашивает лицо, носит майки с логотипом любимой группы и бесконечно цитирует слова из песен.

Родителям кажется, что ребенок полностью подчинен чужой воле, отдан «на растерзание» неведомым гуру, которые вряд ли могут научить хорошему.

А ведь так было всегда. Нынешним тридцатипятилетним хорошо бы вспомнить свои собственные увлечения: от «Ласкового мая» до Виктора Цоя. И внимательно перечитать тексты, написанные последним, так востребованные уже не первым поколением неглупых подростков.

В этих трагических признаниях одиночества есть то, что переживает каждый из них: он уже вырос из пушистого детства, вышел из уютного мамино-папиного мира, но еще не попал во взрослую жизнь. Он вынужден находиться там, где все придумано другими и расставлено по местам, где ему еще указывают, как жить, но еще не объясняют зачем.

Подросток лишен своего собственного жизненного пространства, и он бунтует против всего привычного: против школы, родителей, существующих правил и норм поведения, против «приличных» одежды, языка и музыки…

живет в наушниках

«Наше сердце работает, как новый мотор, мы в четырнадцать лет знаем все, что мы захотим, и мы будем делать все, что мы захотим, пока вы не угробили весь этот мир…»

В сущности, каждый ребенок проходит период отрицания. Родители могут лишь переждать его, уповая на то, что он станет от этого сильнее и умнее.

Как правило, годам к семнадцати накал страстей утихнет, и родители увидят, что их дитя отошло от пугающего образа нигилиста и разрушителя.

Понять и быть вместе

Конечно, есть среди кумиров и персонажи пугающие — те, кто призывает к смерти, к насилию, к наркотикам. И это не последние веяния времени — с момента появления рок-н-ролла, а именно с 60-х годов прошлого века, кто-нибудь из исполнителей обязательно концентрировался на этих темах.

И единственное в этом случае средство уберечь ребенка от влияния (а может быть, и от необдуманных поступков) — это обсуждать с ним все увиденное и услышанное.

Родителям придется, как следует узнать этого исполнителя (посмотрите информацию в Интернете, почитайте интервью и статьи в журналах), внимательно прослушать все, что удастся достать, если есть возможность, сходить на концерт — и вступить с ребенком в диалог.

Не поучать и не разоблачать, а на равных обсуждать — ведь только в этом случае подросток поймет, что его не пытаются воспитывать.

— Сегодня я вижу мальчишек, которые слушают рок, слушаю их музыку — «Король и Шут», Rammstein, Земфиру, читаю тексты этих песен и испытываю сначала страх перед той мощной стихией разрушения, которая свободно изливается в словах и ритмах.

Потом осознаю, что только вот так можно что-то понять об их жизни, о том мире, который зарождается в недрах этого разрушения и хозяевами которого они станут, — убеждена психолог Елена.

Все мы знаем, что музыка может и возбуждать и успокаивать, делать нас агрессивными и заставлять плакать от сопереживания. Для того чтобы научиться управлять этими процессами, нужно «взрастить» эмоциональную систему, дать ей время как следует сформироваться.

И ребенок, если его поддерживать и предоставлять право выбора, наверняка это сумеет, получив потом от музыки все то богатство, которое в ней заложено.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *