Развитие речи у ребенка до года. Несколько советов
Развитие речи у новорожденных. Ребенок от рождения проходит определенные этапы развития. Так, можно найти массу информации о том, сколько ребенок должен набрать веса до года, насколько он должен вырасти, во сколько месяцев должен пойти.
Отличительной чертой каждого человека является мышление и речь. Развитие речи у ребенка до года имеет немалое значение. У речи также есть свои этапы развития.
Развитие речи ребенка связано с той информацией, которую дают ему родители. Не зря говорят, что с ребенком нужно постоянно разговаривать. Он гораздо раньше начинает понимать, о чем говорят, прежде чем формировать свои мысли в слова.
Развитие речи у ребенка до года
Первые звуки ребенка
Первым способом сказать миру о себе – это первый крик после рождения. В процессе первого познавания мира ребенок при помощи крика учится говорить о своих потребностях. Так он говорит о том, что ему нужно кушать, гулять, поменять подгузник…
Потом ребенок учится такими звуками звать маму и папу, чтобы посмотреть на них, послушать, привлечь внимание. Месяцам к трем у ребенка появляется множество интонаций, каждая из потребностей награждается своим криком, и мама умеет их различать.
Чтобы понять роль крика, достаточно обратить внимание, что даже после формирования активной речи у ребенка крик играет не самую последнюю роль в процессе общения.
Переход к гулению
Ребенок начинает произносить сочетания звуков, которые наиболее легко ему даются. А-гу, г-ыыы, и т.п. Интересно, что, независимо от того, на каком языке будет разговаривать ребенок в будущем, звуки, которыми ребенок гулит, одинаковые. Интонация гуления также бывает разная, ребенок обогащает свой «словарный запас».
Так, заплакав и обиженно загулив, он заставляет маму его жалеть, а радуясь, целовать от счастья. В помощь ребенку на этом этапе идет взгляд. В сочетании со слогами, которые он произносит, он может достаточно ясно выразить свою мысль.
Следующий этап – это лепет. Длительно употребление известных слогов. На этом этапе ребенок постепенно подходит к тому, что скоро у него получится «мама» и «папа». Но пока это только ма, ба, та. Потом начинается серийное употребление этих слогов.
В том случае, если лепетание и гуление не развиты у ребенка, то нужно их активировать. Чем быстрее ребенок будет лепетать, тем быстрее пройдет этапы до речи. Взрослая речь должна быть направлена к ребенку, причем без коверкания фраз.
На следующем этапе появляется речь. Первые слова. Нужно как можно больше называть предметов по их непосредственному названию.
Для развития носогубного аппарата можно давать ребенку играть в инструменты: губная гармошка, флейта. Интересным будет ребенку подуть мыльные пузыри.
Для развития мышц ребенка можно построить гримасы.
Постепенно слова будут похожи на реально существующие предметы, а затем ребенок и вовсе сможет произносить точно слова.
На этом этапе ребенку нужно читать стихи, сказки в стихах. Так он будет лучше запоминать слова.
Для развития речи ребенка до года можно рассказывать и читать стихи, в которых нужно сопровождать речь «ладушками».
Существуют определенные слова, на появление которых важно обратить особое внимание.
Крик – сигнал ребенка на то, что что-то происходит не так. Отсутствие крика у ребенка может быть сигналом о нарушении функции центральной нервной системы.
При появлении взрослых ребенок должен реагировать улыбкой и оживлением.
Гуление – признак желания общения ребенка. Если ребенок не гулит и в нем не видно желания общения с мамой, не общается, включая взгляд в беседу, то это не является нормой.
Лепет позволяет привлечь к себе внимание. Появляется в 6-10 месяцев
Появление указательного жеста обозначает концентрацию внимания на определенном предмете. Появление этого жеста знаменует скорое появление слов.
Появление жестов обозначает, что ребенок понимает основные правила поведения – необходимость здороваться, прощаться и т.д.
В возрасте около года ребенок способен выполнять простые просьбы (принести что-нибудь, отдать).