Игры для детей. Грядет очередной день рождения вашего чада, или вы просто решили побаловать его новой игрушкой и забрели в «Детский мир». Глаза разбегаются! Самим бы играть во все это великолепие… И все-таки на чем остановить свой выбор, чтобы от игрушки ребенку была и радость, и польза?
Как определиться?
Грядет очередной день рождения вашего чада, или вы просто решили побаловать его новой игрушкой и забрели в «Детский мир».
Глаза разбегаются! Самим бы играть во все это великолепие… И все-таки на чем остановить свой выбор, чтобы от игры для детей была и радость, и польза?
По возрастам
Больше разнообразия
Если возраст вашего крохи пока измеряется не годами, а месяцами (или, может, вы только готовитесь к его рождению), хитом среди игрушек станет погремушка.
В магазине вы увидите самые разные варианты погремушек, и остановиться на чем-то конкретном неопытному родителю будет сложно. На что следует обратить внимание?
Главный критерий при выборе – удобный захват. Крошечные пальчики трех-четырехмесячного младенца (именно в этом возрасте дети не только разглядывают игрушки, но и пытаются ими манипулировать) не в состоянии ухватить и удерживать тяжелую погремушку с толстой ручкой.
Поэтому первые игрушки должны быть легкими и соразмерными детской ладошке. В остальном старайтесь придерживаться принципа разнообразия.
Пять-десять погремушек различных цветов и форм, с разным звучанием – этого будет достаточно с учетом тех, которыми вас задарят родственники и знакомые.
Психологи и педиатры рекомендуют уже со второго месяца жизни малыша подвешивать на расстоянии 45-50 см от его груди яркие игрушки, чтобы он учился фокусировать на них взгляд. Удобно использовать в этих целях музыкальную карусель, закрепив ее на бортике кровати.
Выбирайте модель со съемными подвесками и меняйте их время от времени (подойдут любые небольшие игрушки из тех, что есть дома). Не стоит заводить музыкальный механизм чаще одного-двух раз в день.
Он выручит вас, если нужно быстро что-то сделать, а малыш требует внимания. Мелодия и игрушечный «хоровод» займут его на какое-то время.
Трехмесячного кроху на период бодрствования можно выкладывать на так называемый развивающий комплекс – коврик, над которым крепятся игрушки.
Случайно задев подвески руками, малыш будет пытаться повторить этот удивительный трюк, а через какое-то время осознанно потянется к игрушкам и начнет исследовать их.
Когда у ребенка прорежутся зубки, он потащит в рот абсолютно все. Так что лучше отдать предпочтение моющимся игрушкам, а мягкие, особенно ворсистые, пусть подождут. После шести месяцев малыш с удовольствием будет складывать мелкие предметы в одну большую емкость (ведерко, коробку), а ближе к году приобретите ему набор вкладывающихся друг в друга стаканчиков, пирамидку или комплект матрешек.
Нелишними будут легкие мячики, которые малыши с удовольствием катают и подбрасывают. И конечно же, не обойтись без традиционной неваляшки.
До 3 лет
Все так интересно!
В этом возрасте ребенок обожает новые игрушки. Если он уже хорошо ходит, ему будет интересно катать на веревочке или толкать перед собой на палочке игрушку на колесиках. Также купите набор кубиков и конструктор с самыми крупными из имеющихся в продаже элементами.
В эти игры ребенку не надоест играть до самой школы. И польза их очевидна – строительство из кубиков или блоков развивает фантазию, мелкую моторику, настойчивость. Неважно, что пока малыш, скорее всего, бросает свои башенки недостроенными.
Со временем он начнет проявлять большее усердие, а его архитектурные замыслы станут сложнее и интереснее. И вам придется докупать новые наборы, чтобы у ребенка было больше деталей для воплощения своих идей.
В полтора года подарите малышу куклу и машинку. Необязательно первое предназначается только девочкам, а второе мальчикам. В машинки с удовольствием будет играть и дочка, а сыну можно подарить куклу-мальчика.
Кукла для малыша – это партнер по игре, объект общения, олицетворение идеального друга. Такую же функцию выполняют плюшевый мишка, зайчик и любая другая мягкая игрушка.
В два-три года дети охотно играют с миниатюрными сервизами, усадив за трапезу кукол. А также подражают простым действиям взрослых, например, подметают пол маленькой щеточкой с совочком, «звонят» по игрушечному телефону. Это уже начало сюжетно-ролевой игры для детей, которая постепенно будет усложняться.
Из развивающих игрушек малышу придутся по вкусу мягкие пазлы из четырех-шести элементов с простым рисунком. Для начала вынимайте один элемент и предлагайте крохе пристроить его на место.
Потом – два. Как только он освоит этот принцип, постепенно усложняйте задачу. Целиком разобрать и собрать даже очень простой пазл без подготовки малыш вряд ли сможет.
Можно купить деревянные доски со вкладышами (например, на вкладыше изображено животное, а под ним – то, чем оно питается), пенополиуретановые коврики с крупными вынимающимися фигурками.
Познакомить ребенка с геометрическими фигурами поможет ящичек с прорезями, куда надо опускать предметы в строгом соответствии с формой окошка.
До 7 лет
Как у взрослых
Малыши много и охотно играют. Игра развивает ребенка, расширяет его представления о мире, учит общению и взаимодействию с другими детьми. Поэтому лучшие игрушки для дошкольника – те, что помогают ему в освоении этих важных вещей.
Ребенку будет интересно все, что поможет ему воссоздать знакомые в быту ситуации. К трем годам, и даже раньше, малыш начинает подражать взрослым. Понаблюдав за мамой и папой, он с удовольствием играет в маленькие копии тех вещей, которыми пользуются взрослые.
В магазинах вы найдете игрушечные, но почти как настоящие утюжки, электрочайники, миксеры, посуду, стиральные машины, ноутбуки, медицинские инструменты, кукольные коляски и памперсы – все это приведет ребенка в восторг, наполнит его игры новыми сюжетами.
Если позволяет пространство квартиры, можно обустроить целые тематические уголки – «кухню» со всеми атрибутами, «магазин» или «больницу». А можно купить то же самое, но меньшего размера – для кукол. При всем великолепии современных игрушек необязательно, чтобы у малыша все до мельчайших деталей было «как настоящее».
Пусть он сам попытается заменить недостающую игрушку чем-то похожим. Умение увидеть в обычном карандаше, скажем, градусник, который надо поставить «заболевшей» кукле – это зарождающееся у ребенка абстрактное мышление.
Мягкие игрушки пробуждают у детей положительные эмоции. Хорошо, если дома есть одна-две большие, на которых малыш сможет скакать верхом или возиться с ними на ковре, и несколько маленьких.
В этом возрасте должна быть конкретика – зайчик так зайчик, бегемотик так бегемотик. У современных детей, как правило, довольно много плюшевых зверей. И чаще всего малыши играют с несколькими любимыми, остальные пылятся по углам детской. Поэтому родителям стоит время от времени проводить ревизию и убирать лишние.
Конструкции со сложным механизмом – радиоуправляемые машинки и самолеты, железную дорогу – оценит ребенок постарше. Взрослые и сами с удовольствием будут развлекаться с такими игрушками.
Пусть вас не пугают так называемые милитаристские игрушки – пистолеты, автоматы, танки. Несколько лет назад на волне пацифистких настроений была развернута серьезная антирекламная кампания против таких игрушек. Однако многие психологи утверждают, что игры для детей в войну помогают выплеснуть накопившуюся агрессию.
Развивающие игрушки в этом возрасте становятся все сложнее и интереснее. Это уже более затейливые трехмерные пазлы, наборы для творчества, настольные игры для детей с кубиком и фишками, головоломки. Не расстраивайтесь, если ребенок не сразу решит сложную задачу.
Упрощайте ее до тех пор, пока ему не станет понятно, затем постепенно поднимайтесь на более высокие уровни. Если какая-то игрушка крохе не по зубам, уберите ее до поры до времени.
Ребенка постарше увлекут «сюжетные» конструкторы, где по образцу надо собрать некую картину. Они развивают внимание и усидчивость.
До 12 лет
«Мне теперь не до игрушек»
Многие помнят стихотворение Агнии Барто, героиня которого — первоклассница — рассказывает, что ей теперь не до игрушек, она учится по букварю и хочет отдать свои сокровища некоему Сереже. Но после раздумий девочка решает пока оставить их себе.
Родители отмечают, что ученики начальной школы играют не менее, а порой более охотно, чем дошкольники, ведь теперь им эта радость выпадает все реже. Так что отдавать игрушки пока действительно рано. У школьников игры пополнятся новыми сюжетами, и один из самых распространенных — школа.
Ребенок обрадуется, если вы купите ему доску или мольберт, на которых он сможет писать мелом или фломастерами, меняясь с мамой, братом или сестрой ролями учителя и ученика.
Более взрослым детям уже скучны игрушки в традиционном понимании этого слова. Им могут быть интересны настольные игры типа «Монополии». Юным творческим натурам понравятся наборы для живописи — что-то наподобие раскрасок, но сложнее, с мелкими пронумерованными элементами и также пронумерованными красками.
Девочке приглянется комплект принадлежностей для вышивания или шитья мягких игрушек.
Существуют и другие развивающие наборы, которые могут заинтересовать ребенка-школьника, — гончарный круг с глиной, микроскоп с комплектом интересных препаратов, сборные модели (от традиционного самолета до скелета динозавра), наборы для занимательных опытов «Юный физик» и «Юный химик».
И все же как бы ни пытались родители удивить своих чад разнообразными новинками, многие дети испытывают привязанность к любимой с пеленок игрушке — какому-нибудь плюшевому мишке — и не расстаются с ней долгие годы