Наши гиперактивные невнимательные дети. Детская невнимательность, несобранность и отсутствие интереса к учебе — за ними могут стоять проблемы со здоровьем ребенка.
Тане 17 лет. Выгнать ее из школы пытались дважды, один раз чуть было не оставили на второй год. Саша к 14 годам сменил две школы. В последней четверти ему вывели три двойки. А 16-летний Денис учится в пятой по счету школе. Даниле 7 лет, он только что закончил первый класс, но учитель также требует перевести его в другую школу.
Учителя жаловались на плохое поведение, невнимательность, неумение сосредоточиться, болтовню на уроках, небрежный почерк и грязь в тетрадях. Вызывали родителей в школу, украшали дневники гневными восклицаниями и требованиями больше стараться.
И наконец, выдвигали ультиматум: забирайте! Скоро начались единицы и двойки, на которые дети быстро перестали реагировать. И учиться тоже перестали: а зачем, если все равно двойка?
«КАКБУТО ПРОСИЛО О помощи»
Девять-десять лет назад, когда родители Тани, Саши и Дениса начали осознавать, что у детей есть какие-то непонятные проблемы с учебой, квалифицированной помощи они не нашли. И если психолога, дефектолога и невропатолога хоть с трудом, но можно было отыскать, то о нейропсихологах мамы-папы и не слышали. Между тем именно нейропсихологи могут помочь в таких случаях.
Сначала точно выяснить, какие когнитивные (познавательные) функции мозга нарушены у детей или отстают в развитии, а затем назначить коррекцию: индивидуально подобранные упражнения, помогающие развивать необходимые навыки.
— Помощь нейропсихолога особенно эффективна, когда ребенку от 5 до 9 лет, — говорит Татьяна Ахутина, доктор наук, заведующая лабораторией нейропсихологии МГУ. — В это время мозг ребенка особенно пластичен, и коррекция позволяет добиться хороших результатов.
Конечно, эффективной помощь специалистов может быть и позже, но чем старше человек, тем больше усилий и времени придется затратить.
У Тани был целый букет «трудностей»: невнимательность, девочка путала право и лево, не ориентировалась на листе бумаги, писала так:
«Вдруг он услышал стук вокно стучала синичка. Какбуто просило о помощи. Малъчикпошол на кухну и взял крошек и бросил пицы».
Нейропсихологическое тестирование, на которое она попала лишь в девятом классе, обнаружило следы нарушений фонематического слуха, зрительно-пространственных представлений, внимания. Отсюда — плохой почерк, глупые ошибки, проблемы с математикой, невнимательность.
Саша вдобавок не ставил точек в конце предложений, не признавал заглавных букв. Писать начинал с середины страницы: не видел левого поля. А ведь для того, чтобы ребенок не терялся, ему просто надо было отчеркнуть поле яркой линией. Специальные занятия помогли бы ему научиться разграничивать предложения, справиться с путаницей букв и цифр.
Денис тоже учиться не желает, изображает дурачка: с такого взятки гладки. Нейропсихолог, правда, уверяет, что интеллект у него нормальный. А самые большие сложности создает импульсивность парня, его невнимательность и неспособность выстроить программу своих действий: продумать, что нужно сделать, в каком порядке, выполнить намеченный план и проверить себя.
Те же проблемы есть и у Данилы, но ему повезло больше: он вовремя попал к нужным специалистам. Своевременные коррекционные занятия помогают детям плавно войти в учебный процесс, научиться справляться с проблемами. А самое главное — избежать безнадежного «лучше бы меня не было» и «ненавижу эту школу».
ПЛОХОЙ НАЧАЛЬНИК
Высшие психические функции (к их числу относят память, внимание, ощущение, восприятие, мышление, воображение) у всех созревают неравномерно. Иногда бывает так, что какие-то функции отстают в развитии, но человек компенсирует это за счет других, более развитых. Скажем, невнимательность затрудняют обучение, зато хорошая память отчасти компенсирует возникающие трудности.
Для того чтобы человек мог воспринимать действительность, думать, делать выводы, что-то решать — словом, для того, чтобы работали его высшие психические функции, нужно, чтобы:
1) мозг был в работоспособном состоянии, в хорошем тонусе (если вы, к примеру, устали, не выспались или страдаете мигренью — голова сама «выключается»),
2) мозг мог анализировать информацию, поступающую от разных органов чувств, и 3) был способен создавать программы действий.
Сложности с обучением возникают чаще всего именно тогда, когда нарушена одна или несколько этих способностей. Например, у некоторых детей есть проблемы именно с поддержанием оптимального тонуса мозга. Они быстрее устают, начинают отвлекаться уже через 10-15 минут, у них наблюдается невнимательность.
Таким детям надо чаще давать отдых, чаще менять виды деятельности. Их обязательно надо заинтересовывать, материал подавать ярко, большое задание разделять на несколько маленьких, с которыми легко справиться.
Вторая причина школьных трудностей — это проблемы с обработкой информации, например зрительной или слуховой. Это не плохие зрение или слух, а трудности понимания и невнимательность, как следствие: что именно человек видит, слышит, какие сигналы ему подают его органы осязания…
Нарушения обработки информации приводят к появлению дислексии и дисграфии: такие дети могут путать право и лево, смешивать буквы на письме и звуки при чтении, писать буквы и цифры зеркально, делать глупейшие ошибки.
Еще одна причина проблем с учебой — это отставание в развитии функций программирования и контроля. Чтобы человеку сделать какое-либо задание, его мозг, как начальник производства, должен составить план, назначить ответственных, поручить им работу и проконтролировать ее выполнение.