Главная / Детские болезни / Как бороться с невнимательностью?

Как бороться с невнимательностью?

Наши гиперактивные невнимательные дети. Детская невнимательность, несобранность и отсутствие интереса к учебе — за ними могут стоять проблемы со здоровьем ребенка.

Тане 17 лет. Выгнать ее из школы пытались дважды, один раз чуть было не оставили на второй год. Саша к 14 годам сменил две школы. В последней четверти ему вывели три двойки. А 16-летний Денис учится в пятой по счету школе. Даниле 7 лет, он только что закончил первый класс, но учитель также требует перевести его в другую школу.

Все эти дети росли умными, веселыми, разве что были немного нервными и беспокойными. А когда пошли в школу, оказалось, что всем им при хороших умственных способностях очень трудно учиться. Они быстро уставали, постоянно отвлекались, не могли самостоятельно выполнить задания до конца.

Учителя жаловались на плохое поведение, невнимательность, неумение сосредоточиться, болтовню на уроках, небрежный почерк и грязь в тетрадях. Вызывали родителей в школу, украшали дневники гневными восклицаниями и требованиями больше стараться.

И наконец, выдвигали ультиматум: забирайте! Скоро начались единицы и двойки, на которые дети быстро перестали реагировать. И учиться тоже перестали: а зачем, если все равно двойка?

«КАКБУТО ПРОСИЛО О помощи»

Девять-десять лет назад, когда родители Тани, Саши и Дениса начали осознавать, что у детей есть какие-то непонятные проблемы с учебой, квалифицированной помощи они не нашли. И если психолога, дефектолога и невропатолога хоть с трудом, но можно было отыскать, то о нейропсихологах мамы-папы и не слышали. Между тем именно нейропсихологи могут помочь в таких случаях.

Сначала точно выяснить, какие когнитивные (познавательные) функции мозга нарушены у детей или отстают в развитии, а затем назначить коррекцию: индивидуально подобранные упражнения, помогающие развивать необходимые навыки.

Дети

— Помощь нейропсихолога особенно эффективна, когда ребенку от 5 до 9 лет, — говорит Татьяна Ахутина, доктор наук, заведующая лабораторией нейропсихологии МГУ. — В это время мозг ребенка особенно пластичен, и коррекция позволяет добиться хороших результатов.

Конечно, эффективной помощь специалистов может быть и позже, но чем старше человек, тем больше усилий и времени придется затратить.

У Тани был целый букет «трудностей»: невнимательность, девочка путала право и лево, не ориентировалась на листе бумаги, писала так:

«Вдруг он услышал стук вокно стучала синичка. Какбуто просило о помощи. Малъчикпошол на кухну и взял крошек и бросил пицы».

Нейропсихологическое тестирование, на которое она попала лишь в девятом классе, обнаружило следы нарушений фонематического слуха, зрительно-пространственных представлений, внимания. Отсюда — плохой почерк, глупые ошибки, проблемы с математикой, невнимательность.

Саша вдобавок не ставил точек в конце предложений, не признавал заглавных букв. Писать начинал с середины страницы: не видел левого поля. А ведь для того, чтобы ребенок не терялся, ему просто надо было отчеркнуть поле яркой линией. Специальные занятия помогли бы ему научиться разграничивать предложения, справиться с путаницей букв и цифр.

Но чтобы этому научить, надо понимать, в чем проблема. Взрослые не понимали. Сейчас Саша вообще не хочет ходить в школу — торчит целыми днями за компьютером. И к специалистам идти не хочет: «Отстаньте, со мной все в порядке!»

Денис тоже учиться не желает, изображает дурачка: с такого взятки гладки. Нейропсихолог, правда, уверяет, что интеллект у него нормальный. А самые большие сложности создает импульсивность парня, его невнимательность и неспособность выстроить программу своих действий: продумать, что нужно сделать, в каком порядке, выполнить намеченный план и проверить себя.

Те же проблемы есть и у Данилы, но ему повезло больше: он вовремя попал к нужным специалистам. Своевременные коррекционные занятия помогают детям плавно войти в учебный процесс, научиться справляться с проблемами. А самое главное — избежать безнадежного «лучше бы меня не было» и «ненавижу эту школу».

Мальчик в школе

ПЛОХОЙ НАЧАЛЬНИК

Высшие психические функции (к их числу относят память, внимание, ощущение, восприятие, мышление, воображение) у всех созревают неравномерно. Иногда бывает так, что какие-то функции отстают в развитии, но человек компенсирует это за счет других, более развитых. Скажем, невнимательность затрудняют обучение, зато хорошая память отчасти компенсирует возникающие трудности.

Для того чтобы человек мог воспринимать действительность, думать, делать выводы, что-то решать — словом, для того, чтобы работали его высшие психические функции, нужно, чтобы:

1) мозг был в работоспособном состоянии, в хорошем тонусе (если вы, к примеру, устали, не выспались или страдаете мигренью — голова сама «выключается»),

2) мозг мог анализировать информацию, поступающую от разных органов чувств, и 3) был способен создавать программы действий.

Сложности с обучением возникают чаще всего именно тогда, когда нарушена одна или несколько этих способностей. Например, у некоторых детей есть проблемы именно с поддержанием оптимального тонуса мозга. Они быстрее устают, начинают отвлекаться уже через 10-15 минут, у них наблюдается невнимательность.

Таким детям надо чаще давать отдых, чаще менять виды деятельности. Их обязательно надо заинтересовывать, материал подавать ярко, большое задание разделять на несколько маленьких, с которыми легко справиться.

Активный ребенок

Вторая причина школьных трудностей — это проблемы с обработкой информации, например зрительной или слуховой. Это не плохие зрение или слух, а трудности понимания и невнимательность, как следствие: что именно человек видит, слышит, какие сигналы ему подают его органы осязания…

Нарушения обработки информации приводят к появлению дислексии и дисграфии: такие дети могут путать право и лево, смешивать буквы на письме и звуки при чтении, писать буквы и цифры зеркально, делать глупейшие ошибки.

Еще одна причина проблем с учебой — это отставание в развитии функций программирования и контроля. Чтобы человеку сделать какое-либо задание, его мозг, как начальник производства, должен составить план, назначить ответственных, поручить им работу и проконтролировать ее выполнение.

Если функции неразвиты, то «начальник» не будет справляться с работой. Поэтому таких детей обязательно нужно учить составлять планы действий, записывать, рисовать, пошагово комментировать и помечать птичками то, что сделано… Со временем хорошо усвоенные действия станут автоматическими, промежуточные стадии уже не понадобятся.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *